В условиях ограниченного бюджета и высоких рисков, облачная ИТ-инфраструктура остается для стартапов самым доступным вариантом. Она минимизирует риски, не требует крупных вложений на старте, а также позволяет гибко управлять затратами в зависимости от изменений в плаха и потребностей проекта.
Существует большое количество провайдеров, опций, характеристик и ценовых сегментов. Давайте узнаем, что подойдет небольшой компании, и как можно суметь сделать выбор самостоятельно, не переплачивая за интегратора.
- Какие задачи решает конкретный стартап?
- Тип облака
- Какие важные параметры учитывать
- Расчет стоимости
Какие задачи решает конкретный стартап?
Проанализируйте повседневную работу, какие цели и задачи стоят перед компанией? На старте проекта, при масштабировании, есть ли сезонность в вашем бизнесе. Примеры:
- хостинг сайтов и приложений;
- хранение и резервное копирование данных;
- разработка и тестирование приложений;
- доступ к пробной версии продукта.
Вы можете выбрать несколько провайдеров и сравнить цены, но в условиях конкуренции зачастую каждый облачный провайдер стремится выделиться различными моделями ценообразования, системой скидок и разным наименованием услуг, поэтому сравнить на данном этапе можно только примерно. Ниже расскажем, на что ориентироваться.
Тип облака
Существуют три основных типа облачного хостинга: публичный, частный и гибридный. Их возможности различаются, поэтому выбор типа хостинга влияет на бюджет, выделенный на виртуальную инфраструктуру.
Публичное облако
Публичное облако — это серверы, которые принадлежат провайдеру, вычислительные мощности которых он сдает в аренду. Когда вы используете публичное облако, вы покупаете не один или несколько физических серверов, а получаете в пользование некоторые их мощности, а рядом с вами на том же оборудовании размещаются и другие клиенты. Данные разных клиентов в этом случае изолированы, но физически они соседствуют на одном сервере.
Для стартапа публичное облако представляется самым простым и дешевым вариантом благодаря значительным преимуществам:
-
ЭластичностьПубличные облака позволяют быстро масштабировать вычислительные ресурсы. Это особенно важно для стартапов, которые могут резко увеличивать или уменьшать нагрузку на свои приложения и услуги.
-
ДешевизнаМодель оплаты за использование (pay-as-you-go) позволяет стартапам экономить на начальных капитальных затратах, так как они оплачивают только за фактически использованные ресурсы.
-
Широкий спектр услугПубличные облака предлагают много готовых облачных сервисов, например решения для различного хранения данных, анализа, ИИ, машинного обучения или IoT.
-
Много локаций на выборИнфраструктура публичных облаков распределена по всему миру, что обеспечивает высокую доступность и быстродействие для пользователей в различных географических регионах.
-
Управление и обслуживаниеПубличные облака освобождают стартапы от необходимости заниматься управлением физической инфраструктурой и обслуживанием серверов, что позволяет сосредоточиться на стратегически важных задачах и развитии бизнеса.
Такой тип облака самый бюджетный и разворачивается за несколько минут, снимает необходимость обслуживания, легко масштабируется для пиковых нагрузок.
Частное облако
Инфраструктура принадлежит и управляется одной организацией или специализированным провайдером, работающим исключительно для этой организации. Это может быть развернуто внутри самой организации или у специализированного облачного провайдера.
Какие существуют преимущества:
-
БезопасностьВ отличие от публичного облака, ваши данные и мощности на отдельном от других клиентов оборудовании. Это обеспечивает высокий уровень безопасности данных и возможность строгого соблюдения регуляторных требований, что особенно важно для стартапов в регулируемых отраслях.
-
Высокая производительностьЧастные облака могут обеспечить более предсказуемую производительность и надежность по сравнению с публичными облаками, особенно при высокой нагрузке и специфических требованиях к производительности.
-
Локализация данныхВозможность размещать данные в определенных юрисдикциях или даже на собственной территории.
-
Будущая экономияХотя вложения в начале могут быть значительными, в долгосрочной перспективе использование частного облака может оказаться экономически выгодным, особенно при стабильной и предсказуемой загрузке
Однако цена на такое облако выше, так как это индивидуальное решение с большими показателями надежности. В отличие от публичного облака, развернуть и настроить частное облако быстро не получится, а масштабирование возможно только при помощи покупки дополнительного оборудования.
Гибридное облако
Гибридные облака позволяют организациям использовать выгоды обоих типов облачных решений, передвигая данные и нагрузки между приватными и публичными облаками в зависимости от потребностей.
Например, чувствительные данные могут храниться в приватном облаке для соблюдения регулирования, а при необходимости масштабировать вычислительные ресурсы на публичном облаке для обработки временных пиков нагрузки. Это также способствует улучшению надежности и безопасности систем, обеспечивая гибкость и оптимизацию затрат в использовании облачных технологий.
Также существует понятие мультиоблачность, это диверсификация провайдеров для большей устойчивости. Технически это сложно и затратно, поэтому для стартапов подходит меньше всего.
И хотя гибридное облако — самое популярное на рынке, небольшим компаниям это не подойдет в силу стоимости и невозможности быстрого старта.
Какие важные параметры учитывать
Сохранность данных
Существуют различные сертификаты, подтверждающие уровень безопасности данных. Облачный провайдер должен иметь соответствующие лицензии и сертификаты: аттестат соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации или лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Дата-центры должны соответствовать закону № 152-ФЗ «О персональных данных», если данные хранятся в России.
Действует и международная система стандартов Tier, от I до IV, которая показывают степень резервирования и надёжности. Уровни III и IV обеспечивают высокий уровень защиты и подходят для компаний с высокими требованиями.
Tier III, например, имеет инфраструктуру с резервированием, поддерживая техническое обслуживание без остановки работы. Все ресурсы имеют дублирующие элементы — несколько каналов питания и охлаждения. Это не обязательная сертификация, дата-центры могут быть построены по стандартам Tier III, но не иметь сертификат из-за высокой стоимости, которая может лечь на плечи клиентов.
Отсутствие сертификата Tier не означает низкую надёжность. Существуют другие стандарты, такие как PCI DSS для защиты данных кредитных карт и ISO-9000, ISO-27001, ISO-14000 для управления качеством, информационной безопасности и экологических аспектов соответственно.
Рекомендуется выбирать дата-центр с высокими стандартами обслуживания, даже если текущие потребности бизнеса невелики.
Уровень технической поддержки
Техническая поддержка обеспечивает надёжность и доступность инфраструктуры, обрабатывает запросы пользователей, реагирует на инциденты и оперативно их устраняет. Условия обслуживания и время ответа прописываются в соглашении об уровне обслуживания SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания).
Вот основные параметры: круглосуточная работа, каналы связи (телефон, email, тикет-система, чат), время реагирования на инциденты, помощь с нетипичными запросами и заблаговременное уведомление о плановых технических работах и восстановлении работы сервисов после инцидентов.
Перед внедрением инфраструктуры рекомендуется протестировать работу технической поддержки. Задайте вопрос и оцените скорость ответа, в будущем это может существенно сэкономить время и снизить последствия реальных инцидентов.
Удобство управления и ваш уровень администрирования
Все услуги заказываются через панель управления провайдера. В стартапе, где участники не имеют опыта системного администрирования, важно выбрать провайдера с максимально простой и понятной панелью управления, так как зачастую нужно будет разбираться самостоятельно.
Провайдеры, ориентированные на крупные компании со сложной ИТ-инфраструктурой, часто добавляют множество функций, которые могут запутать непрофессионалов.
Что должно быть в личном кабинете:
- Создание серверов серверов.
- Выбор ОС
- Управление конфигурацией сервера.
- Перезагрузка серверов.
- Резервное копирование.
- Удалённый доступ к серверам.
- Создание снимков (snapshot) данных для восстановления системы в случае сбоя.
- Статистика нагрузки на сервер.
Также личный кабинет должен включать:
- Различные способы оплаты (банковские карты, инвойсы, и т. д.)
- Разбивка счетов и история оплаты
- Управление настройками кабинета (смена логина, пароля, email) и данными аккаунта (информация о владельце и данные юрлица).
- Возможность связаться с технической поддержкой.
- Добавление пользователей и уровни их доступа.
Непрерывность работы: SLA
Доступность инфраструктуры и быстрое реагирование на инциденты подтверждаются Service Level Agreement (SLA). Это соглашение, в котором указаны гарантии и показатели доступности облачных сервисов:
- Финансовые гарантии
- Условия технической поддержки
- Сетевая доступность
- Производительность систем хранения данных (СХД)
- Регламентные работы
В SLA фиксируются временные параметры для решения различных вопросов, включая нетиповые запросы клиента. Если провайдер нарушает условия SLA, он несёт финансовую ответственность, прописанную в этом документе.
Дополнительные услуги
Помимо серверов, существуют другие облачные сервисы, такие как RDP (удалённый рабочий стол), DNS (система доменных имён), CDN (система доставки контента) и другие.
Эти услуги помогают бизнесу расти, но стартапам на начальном этапе редко нужны все эти сервисы.
Подумайте перед размещением инфраструктуры, что потребуется для запуска проекта. Вот пример для разработки и тестирования:
- Создание и удаление серверов (разработка, продакшн, тестирование)
- Настройка изолированной сети.
- Размещение внутреннего ПО: почта, CRM, документооборот и бухгалтерия.
- Настройка веб-сервера и размещение сайта.
Чтобы упростить процесс установки ПО, провайдеры предлагают маркетплейсы приложений, где можно выбрать и сразу установить нужные программы при создании сервера.
Выбор правильной локации
Физическое расположение дата-центров относительно клиентов облачного провайдера напрямую влияет на скорость работы приложений, сайтов и сервисов.
Задержка при передаче данных в зависит от расстояния, которое сигнал проходит от сервера до получателя.
Выбирайте ЦОДы, которые располагаются максимально близко к вашей потенциальной аудитории.
При запуске за рубежом важно выбрать провайдера с географически распределенными локациями. Например, для стартапа в Европе лучше найти провайдера с дата-центром в стране запуска или ближайшем регионе, ЦОДы в США или России не подойдут.
Cтоимость
Цена всегда зависит от используемых ресурсов и потребностей проекта. Чем больше ресурсов требуется или чем выше нагрузка на сайт, тем выше стоимость услуг. Основные параметры, определяющие стоимость инфраструктуры, включают выбор дата-центра, операционной системы, количество CPU ядер, объем оперативной памяти и хранилища SSD/HDD, пропускную способность сети, IP-адреса, а также услуги администрирования и резервного копирования.
Пример расчёта стоимости обеспечения удаленной работы одного сотрудника
На странице создания сервера задаем необходимые стартовые параметры ВМ и планируем бюджет. Параметры в нашем примере:
- Дата-центр ― Москва
- ОС ― Windows Server
- CPU ― 4, RAM ― 8
- Резервное копирование (опционально)
- Адрес IPv4
- SSD ― это объём диска, которым будет пользоваться сотрудник.
Сумма расходов для выбранной конфигурации сервера
Конфигурация Enterprise Cloud | 8GB RAM | 4 CPU | Windows 2022 Std | ₽1600.00/мес | ₽2,38/час |
Диск SSD Lite | 99 GiB | ₽69.30/мес | ₽0,10/час |
Резервное копирование Пн, Ср, Пт | Копий 4 | ₽277.20/мес* | ₽0,41/час* |
Сеть IPv4 адрес | ₽170.20/мес | ₽0,25/час |
* Указанная стоимость действует с момента достижения выбранного количества копий. | ||
Итого | ₽2116,5/мес | ₽3,14/час |
Также можно взять минимальную конфигурацию и увеличить ее со временем, когда станет понятно, сколько именно ресурсов необходимо.
Популярные тарифы
- Reservation Pool/allocation pool ― ежемесячный платеж за выделенный пул ресурсов, как правило устанавливается заранее.
- PAYG (Pay-As-You-Go) ― плата только за используемые в течение определённого времени ресурсы: списывается каждый час или несколько минут. Обычно встречается у публичного облака.
Для стартапов больше подходит PAYG, так как позволяет гибко создавать серверы и изменять количество ресурсов по мере необходимости. В этом случае оплата производится в зависимости от провайдера, либо почасово, либо с интервалом в несколько минут, но в любом случае отсутствуют переплаты.
Хотите получить персональную консультацию? Кликните на стартовой странице Обсудить задачу, и наши технические специалисты помогут найти решение под ваши задачи.